Дело Маркива: что не сделала Украина

Какие риски и угрозы для украинских военных несет приговор по делу Виталия Маркива и как это может сказаться на противостоянии с Россией.

Больше месяца назад итальянский суд Павия приговорил украинского военного, по совместительству гражданина Италии Виталия Маркива к 24 годам тюрьмы. Якобы за убийство гражданина Италии, фотографа Андреа Роккелли — преступление, доказанность которого вызывает обоснованные сомнения. Хотя бы потому, что коллега убитого, фотограф-фрилансер из Франции Уильям Рогелон, по словам его коллег, в день убийства не мог объяснить, что же произошло и кто именно по ним стрелял. А его показания являются одним из основных столпов, на которых держится обвинение, отмечает издание «Неделя».

В тему: Прокурор в деле Маркива заявил, что его удивила суровость приговора

Второй столп — короткий текст в издании Corriere della Sera — также вызывает сомнения. Поскольку автор Аллария Мораны писала эго со слов самого Маркива, а во время допроса в суде не смогла вспомнить, на каком же языке общалась с украинским военным. К тому же в материале есть неточности. Скажем, Маркива называют «капитаном», хотя он был на момент убийства Роккелли рядовым солдатом.

В то же время ряд вопросов возникает не только к итальянскому суда, но и в Украине. Скажем, почему через пять лет после убийства итальянского журналиста до сих пор нет результатов собственного расследования? Что за это время успела сделать Украина? Прежде всего озвучила свои планы по обжалованию приговора в апелляции. Правда, мотивировочной части судебного решения пока нет. Ведь, по итальянскому законодательству, на обнародование этого текста дается 90 дней (но не более), а без него невозможно подготовить обжалование приговора. Таким образом, по самым оптимистичным прогнозам, заседание в апелляции могут начаться в конце зимы — начале весны 2020-го. Между тем министр внутренних дел Арсен Аваков, в зону ответственности которого входит и Национальная гвардия, успел встретиться с послом Италии в Украине Давид Ла Чечилией. И напомнил ему об итальянцах, которые воюют на стороне пророссийских сепаратистов. К тому же Аваков отметил, что убитый фотожурналист находился в оккупированном Славянске нелегально. «Роккелли погиб, поехав на Донбасс нелегально. Мы ждем от правительства Италии демонстративных шагов, которые покажут заинтересованность в решении этого кризиса. Я хотел бы получить официальную информацию от посольства, чтобы понять, как в Италии разбираются с теми итальянскими гражданами, которые незаконно воюют на стороне сепаратистов на украинском Донбассе», — заявил министр.

В тему: Итальянские неонацисты воевали против Украины в рядах российских боевиков

Собственно, роль МВД в попытках защитить Маркива вот явно сомнительного приговора таки заметна. Скажем, министерство помогало с визитом в итальянский суд коллег Маркива, которые в 2014-м служили с ним на Карачуне. Последние убеждали суд, что украинские военные не могли убить Роккелли, поскольку даже не имели доступа к минометам (а именно из этого оружия, по версии итальянского следствия, обстреляли журналистов-иностранцев). Также известно, что помощники министра помогали организовать визит в суд Павии таксиста из Славянска, который возил уже упомянутых журналистов. Впрочем, итальянская Фемида решила отказаться от его допроса из-за якобы скомпрометированности.

«У таксиста брали интервью журналисты Russia Today. И он им якобы сообщал одну информацию, а следствию другую. Перед допросом в Италии ему помогали делать паспорт, визы. В частности, знаю, что этим занимался Антон Геращенко (советник министра внутренних дел. — Ред.). Но в последний момент суд решил, что свидетель скомпрометирован, потому что свидетельства разнятся. Таким образом, в деле не оставалось свидетелей защиты. Были только один фотограф и журналист, на основании текста которой возбудили уголовное производство», — рассказывает Ольга Решетилова, координатор медийной инициативы за права человека, организации, которая отслеживает дела, связанные с российской агрессией на Донбассе.

Кроме того, еще с 2014 года полиция Донецкой области возбудила уголовное дело по ст. 115 (умышленное убийство) Уголовного кодекса. И занималась им до ноября 2016 года. Позже расследование передали в Службу безопасности Украины. Однако результатов обществу не представили до сих пор. Более того, есть основания предполагать, что следствие потеряло одного из свидетелей убийства Роккелли, который мог бы помочь воссоздать картину событий.

В тему: Боец НГУ Маркив выступил с последним словом в итальянском суде

Стоит отметить, что в показаниях основного (и единственного непосредственного) свидетеля Рогелона упоминается еще один человек, который прятался с журналистами в канаве. В частности, о нем упоминали адвокаты Виталия Маркива. Они отмечали, что Роккелли встретил этого человека в железной дороги. И именно он советовал журналистам уезжать. Итальянские журналисты, в частности, из изданию Milano Today, цитируя Роккелли, отмечали, что через несколько минут после этой встречи началась стрельба из автоматов со стороны завода, который на тот момент контролировали сепаратисты. Впоследствии в «еще одного свидетеля» вспоминают и украинские журналисты. В частности, из издания «theБабель». Якобы рядом с журналистами на тот момент могли находиться еще как минимум два человека, которые проезжали мимо на мотоцикле и также попали под обстрел. «Есть непосредственные свидетели. Один из них проезжал мимо и попал под тот же обстрел. В то время он служил у боевиков, является родственником заместителя начальника контрразведки штаба Стрелкова. Итальянец с переводчиком двигались на машино, а этот ехал на мотоцикле. Он рассказывал, как оттаскивал его (тело погибшего Роккелли. — Ред.)», — цитирует издание неназванный источник в СБУ и контрразведке.

Журналисты отмечают, что в 2014 году свидетельство у этого человека принимали представители СБУ. Такую информацию подтверждают и источники Неделе, приближенные к расследованию: «Тогда действительно представитель СБУ принимал показания у сепаратиста, который также попал под обстрел. Однако когда расследование убийства Роккелли передали из полиции в Службу безопасности, выяснилось, что в СБУ нет этих показан и там не могут вспомнить ни имени свидетеля, ни адрес, где он живет. Но ведь точно известно, что человек после освобождения территорий не отступал с боевиками».

В тему: Украинские депутаты свидетельствовали в Италии на суде по нацгвардійця Маркива

Косвенно эти слова подтверждает объявление в розыск свидетеля» от пресс-службы Донецкой облгосадминистрации от 1 августа: «Следственным отделом Главного управления СБУ в Донецкой и Луганской областях разыскивается мужчина, который 24.05.2014 с 16:30 до 17:30 находился возле железнодорожного моста через реку Сухой Торец вблизи ЗАО «Зевс Керамика» […] и попал под обстрел вместе с иностранными журналистами. По словам свидетеля, он ехал из Краматорска в Славянск (или Андреевку) в мототранспорте». Сейчас точно известно, что этого человека итальянские следователи не допрашивали.

В то же время украинские следователи предлагали итальянским коллегам создать совместную группу для расследования трагедии. Об этом заявлял заместитель генерального прокурора Украины Евгений Енин. В частности, Украина предлагала итальянцам провести следственный эксперимент близ Славянска, на месте убийства Роккелли. Впрочем, Италия вот такого предложения отказалась. Поэтому приговор выносили, не принимая во внимание информацию, которую можно было получить на местности.

Однако в истории с осуждением Маркива важны не столько просчеты украинского следствия, как новая тенденция, которая может угрожать вторым украинским военным. Ведь Виталия судил суд присяжных, то есть рядовые граждане, на которых достаточно легко влиять информационно. Можно предположить, что такая работа велась, и еще до приговора суда отдельные итальянские СМИ, и отдельные представители общества уже назначили виновного. Им стал Виталий. А сам суд в итоге больше руководствовался больше эмоциями, чем логикой и исключительно фактами. Иначе как можно объяснить, что Маркиву приписывают командование подразделением, в частности, на основании фотографии с двумя рациями, с помощью которых он якобы связывался со своими подчиненными и Вооруженными Силами (итальянскому суду известно из показан украинских военных, что так делало руководство Маркива). Наконец, можно констатировать, что Украина проигравшей информационную кампанию за своего военного. И если пророссийские СМИ не сдерживали себя в комментариях по убийству Роккелли, то реакция Украины в информационном поле Италии просто потерялась.

На фоне этого приговора возникают опасения относительно судьбы других украинских военных, выезжающих за границу. Ведь если посмотреть новости РФ от 2014-го, то можно увидеть, что следственный комитет Российской Федерации открывал десятки, если не сотни, производств против украинских солдат. Тогда это вызвало смех. Однако сейчас эти расследования могут стать довольно серьезным риском для безопасности украинцев за рубежом.

В тему: Дело нацгвардійця Маркива: итальянский суд направит запрос на открытие дела против нардепа Маткивского

Ведь если РФ подавала кого-то в международный розыск, то вполне вероятно, что этих людей могут задержать. А потом и отправить за решетку на несколько десятков лет, особенно если они имеют двойное гражданство. Собственно, это подтверждает история Виталия Маркива. И создание возможностей защиты вот таких преследований — едва ли не самая важная вещь, которой должны заниматься представители министерств и ведомств в ближайшем будущем.

Станислав Козлюк, опубликовано в издании Тиждень

Перевод: Аргумент