Гея взбунтовалась против человечества?

Пандемия коронавируса COVID-19 полностью вписывается в концепцию британского ученого Джеймса Лавлока.

Пандемия коронавируса, по мнению ряда политиков, является наибольшей угрозой для человечества после последней мировой войны, — ведь все плохое, как говорят, только началось, и конца-края не видно, а суммарное число жертв пандемии, по разным экспертным оценкам, может достигать от 15 до 80 миллионов. Действительно, потери на уровне мировой войны, не говоря уже о непрямых потерях — о количестве нерожденных, о катастрофическом состоянии мировой экономики и связанном с ним общем ухудшении состояния здоровья даже в развитых странах, пишет «День«.

На эту тему: 2019-nCoV: бомба планетарного масштаба

Социальные, политические, экономические, медицинские аспекты этой беды обсуждаются сейчас во всех медиа. Я же хочу напомнить о сформулированных выдающимся (но у нас почти неизвестным) британским ученым Джеймсом Лавлоком (которому в прошлом году исполнился ровно 100 лет со дня рождения) концепциях, призванных объяснить действующие негативные процессы в развитии человечества. Действующие и будущие.

Член Британского королевского научного общества Лавлок еще в 1950-1960 годах создал «гипотезу Геи» (англ. Gaia), в которой он постулировал, что Земля функционирует как своего рода суперорганизм, поскольку наша планета (как определенная целостность живой и неживой материи) имеет не только системы самоорганизации, но и «контрольный механизм», который поддерживает окружающую среду в пригодном для жизни состоянии. Гипотеза, собственно, на сегодня уже концепция Геи представлена в виде системной организмической науки о Земле — геофизиологии. Имя античной богини для названия концепции ученому посоветовал использовать писатель Уильям Голдинг, следовательно, оно производит впечатление на глубинные архетипичные слои подсознания людей, вызывает широкие ассоциации, в том числе и религиозные.

Гея — это своеобразная самоорганизовывающаяся система, своего рода суперорганизм, который имеет саморегуляторные геофизиологические (это тоже метафора или полуметафора) свойства, то есть поддерживает целый ряд параметров внутренней среды в относительно стабильном, благоприятном для живых организмов уровне. Собственно, гипотеза Геи и заключалась в утверждении, что в планетарном масштабе жизни активно поддерживает относительно стабильные условия на Земле, комфортные для собственного существования. «Весь облик Земли, климат, состав горных пород, воздуха и океанских вод, является не только результатом геологических процессов, но и следствием присутствия жизни. Благодаря непрерывной активности живых организмов, условия на планете поддерживаются в благоприятном для жизни состоянии на протяжении последних 3.6 миллиардов лет, — писал Лавлок. — Любые виды, которые неблагоприятно влияют на окружающую среду, делают ее менее пригодной для потомства, и в конце концов изгнаны так же, какие наиболее слабые, эволюционно неприспособленные виды…»

С точки зрения геофизиологии жизни — это свойство целостной сложной системы, которое открыто для потоков энергии и вещества и имеет способностью поддерживать свое внутреннее состояние относительно постоянным. При этом считается, что саморегуляция таких важных свойств, как климат и химический состав является эмерджентным свойством процесса развития Геи. Геофизиология ориентируется на поиск и изучение механизмов саморегуляции планетарного уровня путем установления связей циклических самопродукцирующих процессов на клеточно-молекулярном уровне с подобными процессами на других связанных уровнях, таких как организм, экосистемы и планета в целом.

Кстати, научно-теоретическое и философское измерения концепции Геи, то есть геофизиология, весьма близки к биосферной концепции Владимира Вернадского, хотя главные свои идеи Дж. Лавлок сформулировал, по собственному признанию, когда еще не был знаком с трудами Вернадского. Он объясняет это тем, что до недавнего времени отсутствовали удачные переводы произведений Вернадского на английский язык, а также общей «глухотой» англоязычных авторов к иноязычным текстам. В настоящее время теория Вернадского рассматривается швейцарским исследователем Жаком Гринволдом как «интеллектуальная предыстория концепции Геи», а сам Лавлок зовет Вернадского своим самым «выдающимся предшественником».

Согласно концепции Лавлока, Гея является наибольшей ценностью и не может быть подчинена человеку. Скорее наоборот, человек должен осознать, что он часть Геи, что здоровье Геи — это и его здоровье. Необходимо направить усилия людей на изучение и поддержку органических механизмов саморегуляции и самоорганизации на планетарном уровне. Наилучшей заботой о человеке является забота о всей Гее. А следовательно, практика, принятая в индустриально развитых странах, когда огромные средства тратятся на здравоохранение при очень слабой поддержке государственных и международных усилий по сохранению биосферы и окружающей среды является порочным кругом. Что больше мы заботимся о человечестве как об отдельном биологическом виде, используя для этого научно-технический потенциал, тем сильнее мы ухудшаем среду для всех других видов, а в итоге, через десятки-сотни лет — для себя (эффект отсроченного бумеранга). В рамках Геи должна существовать гармония всех видов в своего рода многоуровневом симбиозе. Если человек бросает вызов Гее, то неминуемо будет испытывать катастрофу, поскольку ведет борьбу с самим собой. Когда человек рождается, то выходит из лона матери в лоно Геи, что является единственно возможной, едва не пожизненной системой жизнеобеспечения человечества.

На эту тему: Незримые убийцы: 5 эпидемий, поменявших ход истории

В настоящее время, считает Лавлок, злоупотребления человека относительно окружающей среды заставляют эту систему работать против Homo Sapiens. Выглядит так, что человечество в целом в его действующем состоянии — это болезнь биосферы. Последняя и пытается исцелиться, изменяя некоторые параметры своего существования таким образом, чтобы «выбросить» из себя человека, или, по крайней мере, отбросить его куда-то на обочину. Патриарх «зеленого движения» (но не «левак», которых среди «зеленых» немало, напротив, он был консультантом Маргарет Тэтчер) писал, что «мы должны учитывать ужасающие темпы изменений и осознать, как мало осталось времени, чтобы действовать, а затем каждое содружество и страна должны найти наилучшее приложение своим ресурсам, чтобы поддерживать цивилизацию как можно дольше». Идет речь не только о глобальном потеплении, но и о радикальных изменениях климата и вызванной человеком общей деструкции биосферы. И не случайно его книга, изданная в 2006 году, называется «Месть Геи» — но это не просто констатация фактов, а и одновременно «руководство для тех, кто выжил», адресованное людям, которые будут бороться за существование после распада действующего экологического механизма.

Другими словами, концепция Лавлока — это не только комплекс природных гипотез и теорий, которые предоставляют возможность достаточно точно прогнозировать процессы изменений климата и биосферы в целом и отдельных компонентов этих изменений, а определенная мировоззренческо-философская система. Даже больше — в ней идет речь и об определенных квазирелигиозных установках, которые требуют осознанного принятия нашими современниками необратимого наказания за прошлые грехи человечества. Этого наказания избежать нельзя, его можно только несколько смягчить, если нынешнее и следующие поколения будут вести себя должным образом, существенно уменьшив свою миропреобразовательную гордыню и резко сократив бездумное потребление природных ресурсов. Только это сможет побуждать Гею не уничтожать, а только отодвинуть на обочину человечество как потенциально опасный для ее геофизиологического здоровья элемент биоты.

На эту тему: Спасти биоразнообразие

Поэтому пандемия коронавируса COVID-19 полностью вписывается в концепцию Джеймса Лавлока. Остается дождаться обещанных синоптиками летних климатических катаклизмов, чтобы увидеть собственными глазами, в какой мере Гея взбунтовалась против человека. И даже если будут изобретены чудодейственные лекарства и вакцины, которые остановят пандемию с ее многомиллионными жертвами, даже если случится чудо, — сделает ли человечество надлежащие выводы и изменит ли свое отношение к природе?

Сергей Грабовский, опубликовано в издании День