Источники бизнеса по доставке еды Максима Воробьёва ведут к скандально известному банку «Пересвет»

Как передаёт корреспондент The Moscow Post, фонд Amereus владельца «Русской аквакультуры», а по совместительству брата губернатора Подмосковья Максима Воробьева запустила сервис доставки продуктов «Везука» по модели совместной закупки.

Долгое время Максиму Воробьеву пытались приписать лоббизм в пользу девелоперской ГК «Самолет». Как никак, брат губернатор, и именно в Московской области компания наиболее успешна все годы каденции Андрея Воробьева.

Однако это немного другая история. Из ГК «Самолет» Максим Воробьев давно вышел, пусть у него остались с компанией совместные проекты. Но у него всегда были другие начинания с примечательными партнерами. Вот и в случае с дочерней структурой Amereus, а именно ООО «Совместная закупка», партнером Максима Воробьева является примечательный бизнесмен Эдуард Глинберг.

Он владеет 50% структуры. Еще 50% принадлежит непосредственно компании Воробьева ООО «Амереус Рус». Она, в свою очередь, записана на офшор «Амареус Груп Пте. Лтд».

Отметим, что в «Амареус Рус» легко можно заподозрить признаки фиктивности организации. В компании неплохой уставной капитал — полмиллиона рублей. Но работает там всего два сотрудника, а убыток за 2020 год составил 18 млн рублей. А прибыльной компания не была ни разу с 2016 года. С этого же времени минусовой указана и стоимость её активов (минус 55 млн рублей).

Таким образом, как со стороны именно «Амареус Рус» будет финансироваться проект, не ясно. Видимо, для господина Глинберга был куда важней её конечный бенефициар и его связи, чем текущие финансовые возможности.

Братья Глинберги

Кто такой Эдуард Глинберг, и почему он явно не против зайти в крупный проект вместе с таким известным человеком, как Максим Воробьев? Дело в том, что у Эдуарда Глинберга есть родной брат Владислав. Ранее он был соучередителем ООО «Совместная закупка», однако вскоре вышел из состава учредителей, оставив себе замену в виде близкого родственника.

Однако дела Владислав Глинберг передал брату не только в ООО «Совместная закупка». Куда интересней их компания ООО «Пересвет-Агро» — в прошлом партнер скандально известного лопнувшего банка «Пересвет». «Пересвет-Агро» должна была заниматься выращиванием овощей в теплицах, а банк был ключевым инвестором проекта.

Ранее долями в «Пересвет-Агро» владел сам Владислав Глинберг. И у нее была еще одна дочерняя компания, а именно ООО «Агрокультура Групп «, которая осталась и сейчас. ООО «Агрокультура Групп» также частично принадлежал уже упомянутому банку «Пересвет», в котором у Глинбергов могло быть, по некоторым данным, порядка 5%.

Но «Пересвет» был тогда и основным владельцем «Пересвет-Агро». Еще 5% принадлежало компании ООО «Сити Капитал», 90% которого в 2016 году принадлежало Владиславу Глинбергу, в то время уже бывшему члену Совета директоров «Русского моря».

Позднее «Русское море» превратилось в «Русскую аквакультуру», занимающуюся разведением форели и лосося. Её ключевым бенефициаром считается Максим Воробьев. Поэтому нетрудно догадаться, на какой ниве могли сойтись бизнес-интересы Воробьевых и Глинбергов.

В 2016 году под инвестиции банка «Пересвет» был запущен проект по выращиванию томатов в Московской области, построено тепличное хозяйство. Так и появилось ООО «Агрокультура Групп», причем хозяйство её расположилось не где-нибудь, а в весьма недешевом Каширском районе Московской области.

Однако в том же 2016 году серьёзные проблемы возникли у банка «Пересвет». Настолько серьезные, что в итоге банк был вынужден продать свою аграрную дочку в лице «Пересвет-Агро» в пользу Владислава Глинберга.

Тогда сам Владислав комментировал это следующим образом: «Банк оказался в сложной ситуации, пришлось найти деньги и выкупить долю». Его слова цитируют «Ведомости». А интересно здесь то, что сумму сделки никто так и не назвал, а представитель Пересвета и вовсе не стал отвечать на вопросы журналистов.

И еще более важная деталь — сделка с «Пересвет-агро» была заключена до введения временной администрации в банк. Все это позволило наблюдателям предположить, что «Пересвет-агро», отошедший Глинбергу, мог быть своего рода кубышкой, где некоторые собственники структуры могли спрятать активы перед окончательным крахом банка и бегством из страны.

Крах «Пересвета»

До сих пор все это остаётся лишь на уровне слухов. Однако если Глинберги и правда имели долю в 5%, то должны были находится в тесном контакте с его президентом и председателем правления Александром Швецом.

Напомним, что в 2016-2017 годах банк внезапно оказался на грани банкротства. По итогам проверки в банке обнаружилась недостача на 103,6 млрд рублей. А в апреле 2017 года, когда капитал банка уменьшился до смешного одного рубля, Центробанк принял решение санировать структуру.

В неё «влили» порядка 100 млрд рублей бюджетных денег. Инвестором в рамках санации стал Всероссийский банк развития регионов (ВБРР), в июле 2017 года ВБРР стал владельцем 100

Что же касается уже упомянутого Александра Швеца, с которым должны были взаимодействовать Глинберги, то он также сбежал из России. А вот глава девелоперского подразделения банка, «Пересвет-инвест» Олег Пронин сбежать не успел. В итоге он и Швец (заочно) оказались на скамье подсудимых — их обвиняли в хищении более 1 млрд. рублей из «Пересвета». 

В итоге господина Пронина приговорили к четырем годам лишения свободы. Его признали виновным в хищении более 1 млрд руб. из аффилированного с ГК банка «Пересвет», которые были получены в виде кредитов и потом выведены за рубеж.

Суд также постановил взыскать с осужденного эти денежные средства в счет возмещения ущерба, но в отношении Пронина давно была инициирована процедура личного банкротства. То есть и взять-то с него оказалось нечего — миллиард «растворился».

Где же находится Александр Швец — неизвестно. Зато братья Глинберги не только получили собственный аграрный бизнес, но и остались абсолютно чисты перед законом.

Может быть, именно близость к семье губернатора Подмосковья Андрея Воробьева и бизнес-проектам его брата отвела от Глинбергов возможные вопросы следствия? И до сих пор остаётся без ответа, на какие средства господин Глинберг выкупил аграрное подразделение «Пересвета»?

Интерес Свиньина

Однако вопросы к Глинбергам все-таки могут возникнуть.

Уставной капитал «Пересвет-агро» составляет 25 млн рублей. 80% капитала принадлежит закрытому комбинированному паевому инвестиционному фонду «Долгосрочные инвестиции», чья финансовая информация не находится в открытом доступе.

Сейчас эти доли управляются ООО «РСХБ Управление Активами», что само по себе наводит на мысли о серьезных проблемах в компании. Судя по всему, структура просто задолжала «Россельхозбанку», в результате чего её доли оказались под управлением «дочки» банка.

Но есть и другой момент. Ведь ранее уставной капитал банка был не 25 млн рублей, а целых 55 млн рублей. И владела всеми 100% долями та самая «Сити Капитал» Владислава Глинберга, которая выкупила его у «Пересвета». Но через несколько лет после того, как страсти по «Пересвету» улеглись, уставной капитал был резко сокращен более чем в два раза — с 55 до 25 млн рублей, а затем, в 2020 году, Капитал и вовсе вышел из состава собственников.

Складывается ощущение, что из «Пересвета» через «Пересвет-агро» могли просто вывести часть средств. А упомянутый выше паевой фонд «Долгосрочные инвестиции» наводит на мысль о возможной связи Глинбергов через Максима Воробьева с предпринимателем Владимиром Свиньиным, владельцем компании Свиньин и партнеры, а также фирмы «Охта Групп». О том, как может быть связан Свиньин и Воробьев через ПИФы, ранее писал The Moscow Post.

В списке паевых инвестфондов Свиньина, который насчитывает 30 структур, фонда «Долгосрочные инвестиции» нет. Зато гендиректором ООО канувшей в Лету «Сити-Капитал» Глинберга, купившей дочку «Пересвета» была Вера Прибылова.

Она является гендиректором другой компании – ООО «Океан» с уставным капиталом свыше 37 млн рублей. А учредителем этой компании как раз-таки является фонд Свиньина – Северо-Западный, и управляется он напрямую Свиньиным через УК «Свиньин» и партнеры.

Свиньин же может быть прочно связан с Максимом Воробьевым через свои фонды. И конкретней — через «Риэлти кэпитал», который еще в сентябре 2016 года (когда развивался скандал с «Пересветом») был акционером «Русской аквакультуры» господина Воробьева с долей в 23,39%. Причем доля у него там уже была — она выросла с 8,78%. Ранее об этом писал The Moscow Post.

Такой вот круговорот компаний и капиталов вокруг Максима Воробьева, главным же «активом» последнего может быть именно влиятельный брат Андрей Воробьев. Поэтому личности вроде Глинбергов и Свиньина к нему и тянутся?