Вольные стрелки: как надо строить Силы Самообороны

Как эстонский Кайтсейлит, земсарги Латвии и Союз стрелков Литвы готовятся защитить семью от России.

«Кто, если не мы», — говорят литовские стрелки-добровольцы и эстонские ополченцы из «Кайтселийт». Маршируя вместе и тренируясь на стрельбище, они собираются защитить семью от России.

Добровольческие организации в странах Балтии берут начало с момента объявления или восстановления независимости государств Литвы, Латвии и Эстонии после Первой мировой войны. В Эстонии — это Кайтсейлит, в Латвии — земсарги, в Литве — Союз стрелков.

Латвия

Земессардзе, буквально «земельная стража», с латышского можно перевести как национальное ополчение или национальная гвардия, но в Латвии обычно и по-русски употребляют латышское название. Соответственно, члены Земессардзе — земессарги.

ВС является частью Национальных вооруженных сил (НВС), целью которой является вовлечение граждан Латвии в защиту территории и общества страны, а также участие в планировании и выполнении задач национальной обороны.

В настоящее время Земессардзе составляют четыре бригады (Рижская, Видземская, Латгальская и Курземская), каждая из которых состоит из пяти батальонов во главе с краевыми штабами. Управление основано на принципе единоначалия: во главе стоит командующий, который в свою очередь подчиняется командующему НВС.

После вступления Латвии в НАТО одной из главных задач Земессардзе является военная подготовка, а их подразделения приравниваются к пехотным батальонам, однако помимо этого в их задачи также входит оказание помощи национальным и местным структурам по обеспечению общественного порядка, предотвращению несчастных случаев и стихийных бедствий, а также ликвидации их последствий. Они активно сотрудничают с Государственной пожарно-спасательной службой, а для предотвращения незаконного использования природных ресурсов земессарги проводят рейды совместно с представителями местных природоохранных структур.

Земессардзе установило тесное сотрудничество с аналогичными организациями других стран — сходными формированиями в соседних Литве и Эстонии, а также Национальной гвардией штата Мичиган (США). В целях отработки взаимодействия с воинскими подразделениями стран-участниц НАТО земесарги участвующим в международных военных учениях, они принимали участие в международных миротворческих миссиях в Косово, Ираке, Боснии и Афганистане.

В настоящее время ряды Земессардзе Латвийской Республики насчитывают порядка 8 400 человек. Из них 17% составляют женщины. В организацию принимают только добровольцев от 18 до 55 лет, физически крепких и здоровых, знание государственного языка — обязательно.

Руслан Таларов: Как а армии, только круче

Старшему земессаргсу, рижанину Руслану Таларову 35 лет, из которых пять лет отданы службе в Земессардзе. Он работает консультация, занимающемся распространением ветеринарных препаратов. Женат, двое детей.

Судьба Руслана и его семьи испытала немало крутых поворотов, что для Латвии скорее норма, чем исключение. Отец — чеченец, мать — украинка. Сам он появился на свет в Краснодарском крае Российской Федерации. В Латвию семья переехала в конце 1980-х, как раз когда Руслану пришла пора идти в школу. В школе он учился на русском, но, когда мама во второй раз вышла замуж за латыша, пришлось осваивать латышский язык и культуру.

«Службу в Земессардзе сложно назвать семейной традицией. Хотя прадед по отцовской линии в Первую мировую был в латышских стрелках, а потом служил в Латвийской армии. Отец двадцать пять лет проработал в МВД, поэтому я с детства приучен к дисциплине, но до определенного момента не наблюдал у себя особой склонности к военному делу. Пока один, вполне определенный момент не заставил об этом задуматься», — рассказывает Руслан.

В тему: Ядерная угроза России и безопасность стран Прибалтики

Вполне определенным моментом «возвращение Крыма в Россию» весной 2014 года, когда Руслан осознал необходимость защиты своей страны.

«Среди родственников и друзей, конечно, были земессарги, но именно тогда, весной 2014-го, я понял, что пора! Не могу сказать, что каждый день прямо так ощущаю угрозу для Латвии, но вполне допускаю возможность обострения — еще один обученный солдат моей стране явно не помешает, — говорит он и сразу добавляет, что без поддержки семьи это было бы невозможно. — Перед вступлением в Земессардзе мы все обсудили с женой, это было общее решение. Сегодня семья мной гордится. В среде наших друзей и знакомых быть латвийским военным, будь то действительная служба или Земессардзе, — это бренд. К тому же в этом году будем отмечать столетие латвийской армии. Почетно и приятно ощущать себя частью этой традиции».

За время разговора старший земессарг Таларов ни разу не пожаловался на тяготы службы. Разве что на укоренившиеся в части общества стереотипы, что Земессардзе — это для не слишком образованных и исключительно для латышей.

— По моему опыту, наша структура в целом отражает состав латвийского общества.

В Земессардзе, как и в моей семье, не делят людей по этническому или какому-то другому признаку. Вообще у нас, в Латвии, очень сложно провести четкую границу. Как-то на учениях я познакомился с Янисом Берзиньшем родом из Даугавпилса, который, вероятно, отталкиваясь от первого языка и ментальности, называет себя «настоящим русским». Много латышей, проживших большую часть жизни в США, Австралии или Канаде. У каждого своя история. Мы все общаемся по-латышски и считаем себя патриотами Латвии. Хотя кроме идейной составляющей, это еще и отличная компания. Такую дружбу и доверие, как в военной обстановке, не всегда можно встретить на гражданке. Хотя и в гражданский фактора есть свои преимущества. В Земессардзе вроде бы все как в армии, только при этом у каждого еще и профессиональные знания и навыки гражданской профессии. Когда при решении боевых задач объединяются мозги и практический опыт менеджеров, университетских преподавателей и банковских аналитиков, то зачастую получается круче, чем у профессиональных военных, — убежден Руслан.

Юрис Улманис: С Эвереста — в земессарги

Предприниматель, альпинист, кавалер ордена Трех звезд Юрис Улманис в Латвии человек известный. В свое время он на лыжах пересек Гренландию и покорил шесть из семи высочайших вершин на каждом из континентов. Сейчас, когда уже за пятьдесят, он делится богатым опытом в сфере бизнеса и управления со студентами Рижского Технического университета и других вузов. Женат, взрослая дочь. Как и Руслана в Земессардзе эго привела гроза 2014-го года.

— В свое время моя семья покинула Латвию, спасаясь от большевиков. Сам я долгое время прожил в разных местах Соединенных Штатов, побывал во многих странах мира. Можно сказать, что быть солдатом всегда было у меня в крови, а думать о безопасности Латвии для меня так же естественно, как дышать. Решение вступит в Земессардзе возникло после того, как Россия оккупировала Крым и восток Украины, а до этого была Грузия… У меня все как-то сразу вместе сложилось — в тот момент по зову души и сердца многие записались, — рассказывает Юрис Улманис. — Родные и друзья меня всячески поддерживают и рассказывают остальным. Агитируют по моему примеру вступать в Земессардзе. Как преподавателю мне приходится много времени проводит со студентами, от которых я не скрываю о моей службе. Говорю, если я в мои годы на это способен, то вы тем более… В общем, пытаюсь делать все, что в моих силах. Не так, что столько-то часов работа, столько-то семья, столько-то военные дела, — у меня это нераздельно и органично получается…

В ходе разговора Юрис признается, что не последним стимулом участия в ВС стала любовь и привычка к испытаниям и преодолению трудностей.

— Как говорит мой приятель, организатор латвийской экспедиции на Эверест, тоже земессаргс, Имант Заулс: „чем дерьмовей, тем лучше”. Жить в палатке, валяться в грязи, карабкаться по леднику, быть с мужиками — при всем уважении к дамам, такое братство есть разве что у альпинистов и земессаргов!..

Затрагиваем отмеченные Русланом Таларовым этнический и другие стереотипы по отношению к Земессардзе.

— Не стоит забывать, что все это добровольно — вполне успешные и занятые мужчины и женщины занимаются всем этим в свое свободное время.

Мы слишком привыкли к разговорам о расколотом латвийском обществе — глядя на Земессардзе, берусь утверждать, что латвийское общество становится сплоченнее. Люди все больше осознают, что безопасность страны — это наша общая ответственность. Судя по фамилиям, в Земессардзе состоят самые разные люди, разного возраста, без этнических и других различий. Здесь все мы — патриоты Латвии!..

А вот как Юрис Улманис отреагировал на вопрос о разности сил по сторонам границы с восточным соседом.

— При всем понимании несоразмерности сил небольшой Латвии и возможной угрозы, стоит помнить мудрость великого Сунь-Цзы, что победа достигается еще до начала сражения, и о множестве исторических примеров, когда меньшинство побеждает большинство, убеждения и умения — грубую силу. В военном деле, как и в альпинизме, нужны три вещи: снаряжение, навыки и мотивация. Так вот у земессаргов наблюдается колоссальная мотивация, куда большая, чем у возможного противника. Ведь стремление защищать всегда выше и глубже, чем завоевывать по приказу сверху. Каждый замессаргс дал клятву защищать Латвию — и мы все действительно к этому готовы.

Литва

Литовские стрелки — это добровольная и негосударственная организация, начало которой было положено 27 июня 1919 года. Как говорится на сайте союза, на тот момент времени его целью было «утверждение независимости страны в борьбе с большевиками, прогерманской Западной добровольческой армией белогвардейцев и поляками». Сейчас иные ориентиры и список противников четко не указывается, но цели и основа восстановленная в 1991 году организация сохранила. Это общественная организация, поддерживаемая государством. Каждый гражданин при желании также может выделить 2% своих вот налогов на ее финансовую поддержку.

Действует союз по принятому литовским Сеймом закона и устава, утвержденному Министерством обороны Литвы. Союз выполняет в том числе и задания некоторых государственных учреждений, но, говорится на сайте организации — это «организация свободных людей, которые уделяют свое время защите Родины и ее укреплению». Цель — «воспитание уверенных в себе, творческих, мотивированных и дисциплинированных граждан, готовых к обороне страны и готовых придти на помощь вторым в случае трудной ситуации или несчастья».

Стрелком может стать каждый гражданин, сейчас их в союзе насчитывается почти 11 000, нижний возрастной порог — 11 лет.

Добровольцы помогают пожарным, полиции, пограничникам. В ходе недавнего визита Папы римского в Литву, например, стрелки помогали с охраной понтифика, обеспечивали порядок в ходе связанных с этим визитом мероприятий, работали с туристами. Они имеют право держать дома оружие, но не все из них этим правом пользуются.

Некоторые считают Союз стрелков националистической организацией, но так ли это и есть ли в их рядах представители других, проживающих в Литве национальностей? «Спектр» пообщался со стрелками, один из которых — градоначальник литовской столицы Ремигиюс Шимашюс, а другой — Дариуш Литвинович — литовский поляк, который своим примером решил доказать, что национальность в деле защиты родины роллы не играет.

В тему: Войдут ли российские танки в страны Балтии?

Заразительный пример мэра

В мирное время, в ходе ученый, конференций и прочей деятельности, стрелков готовят как к вооруженному, так и ненасильственному гражданскому сопротивлению в случае агрессии для защиты независимости и территориальной целостности Литовской республики, прививают навыки обеспечения общественного порядка. В случае агрессии извне, военизированные подразделения стрелков будут поддерживать вооруженные силы, а другие единицы союза — наблюдать за порядком, охранять объекты инфраструктуры, а в случае оккупации они должны стать силами сопротивления.

«В Союзе стрелков я знал и за его деятельностью наблюдал давно, поскольку лично мне близко такое понимание жизни, когда человек должен сам заботиться о наиболее важных для него вещах. Включая безопасность своей семьи, окружения и Родины. А право на самозащиту, на мой взгляд, это очень важное врожденное право человека. Но я вступил в организацию лишь после агрессии России на Украине, когда стало ясно: хватит думать, надо делать и действовать. И я очень рад, что привел в организацию и других людей, которые сейчас являются активными стрелками. Мне кажется, что это лучшая концепция вовлечения граждан в оборону страны во всех смыслах», — рассказывает о причинах своего решения стать членом Союза стрелков мэр Вильнюса Шимашюс.

Он согласен, что его действия, как политика, привлеклы к организации внимание. При этом, глава города утверждает, что быть политиком (или занимающим высокую должность чиновником), и стрелком одновременно для некоторых не выглядит однозначно. Найдутся, говорит мэр, и такие, кто будет говорит о политической саморекламе.

«С другой стороны, когда, занимая высокую должность или как политик, ты появляешься на учениях или курсах, практических занятиях стрелков, твой пример показателен. В таком случае другие могут подумать, что если уж он находит время и ползает по сырости на учениях, может быть, и я могу», — считает видный либерал литовской политики и бывший министр юстиции Шимашюс, утверждая, что такие мысли могут придти всем остальным гражданам без учета из места в обществе.

«Поэтому участие политиков важно, как и людей бизнеса. Пример в данном случае заразителен в хорошо смысле этого слова», — говорит Шимашюс.

На вопрос, не мешает ли политическая и административная деятельность находит время для Союза стрелков, собеседник, улыбаясь, не скрывает, что «всегда хочется уделить этому больше внимания».

«Политическая деятельность съедает много вечеров и, к счастью, большинство занятий в союзе проходят по выходным. А на выходных занятия стрелков чаще всего конкурируют в семьей, которая нередко побеждает. Но время я все равно нахожу», — признался он.

Шимашюс сознательно ставит перед собой цель быть рядовым членом организации — иметь подготовку и «постигнуть снизу» все, чем занимаются стрелки. Поэтому, продолжает литовский политик, он не стремится к участию в управлении или формирования политики: «Цель — просто быть хорошим стрелком».

В тему: 25 лет назад Литва первой вышла из СССР и заплатила за это кровью

«Я и вторым придал смелости вступит в организацию. Кроме того, это важно и для личного роста. Я в зрелом возрасте — 40 лет, для меня это неожиданный опыт. Найти столько новых друзей, на которых можно опереться без условий и доверять… Участие в учениях сказывается на собственной физической подготовке, узнаешь, на что способен. Это очень хорошая самодисциплина», — уверяет Шимашюс.

«Я уже пять лет как в союзе и, бывает, мне задают вопрос: «А почему ты стал стрелком?». Я поставил перед собой цель и наступит день, когда уважающий себя и ответственно подходящий к жизни гражданин поставит вопрос иначе: «А почему ты не являешься стрелком?. Цель в том, чтобы стать стрелком было нормой. И я рад, что мы уже почти на полпути, поскольку часто встречаю людей разного круга, у которых есть работа, семьи, ежедневные заботы, но они пытаются быть стрелками. Это отражает и определенное настроение», — заключает он.

В рядах стрелков, продложает Шимашюс, неважно, какой ты национальности и среди его коллег по союзу, а конкретно в его отряде, много представителей нелитовцев — поляков, русских и др. При этом, говорит политик, нужно признать, что лет десять назад у стрелков был имидж национально ориентированных людей.

«Но после российской агрессии на Украине ситуация изменилась, пришло новое поколение, для которых гражданственность — это основание, на котором они приходят в союз. У меня, как я говорил, в отряде много стрелков других национальностей, и для меня это естественно. Если вернутся к конценции, что национальность в нашем случае — это гражданин Литвы, то она уходит корнями во времена Великого княжества Литовского:

  • литовец — это тот, кому дорога свобода, и кто придерживается Статута.

Это актуально и сегодня, только вместо Устава — Конституция», — уверяет Шимашюс и соглашается, что внешнеполитические перемены актуализировали Союз стрелков в общественном сознании и для него лично.

«После агрессии России на Украине появилось понимание, что наша безопасность — это не данность на все времена, и каждый миг нужно быть готовым защитить ее», — резюмирует мэр Вильнюса.

Саморазвитие и самооборона

Дариуш Литвинович — член Союза стрелков. На его телефоне наклеен изображение герба Ягеллонов. У него трое детей, есть свой бизнес, он поляк. Фамилия с корнем «литвин». Говоря о своем приходит в организацию, он выразил «благодарность» восточному соседу, который «стимулировал занятия саморазвитием и делом защиты семьи и Родины». Дариуш уточнил, что для него — «это и саморазвитие, и самооборона».

11 марта 2015 он дал присягу и с того времени принимали активное участие в работе движения литовских стрелков.

До событий на Украине, признался Дариуш, таких мыслей у него даже не возникало.

Более того, он даже планировал покинут Литву и обосноваться за рубежом. И этого, подчеркнул литовский стрелок на добровольных началах, он не скрывает.

Литовский марш

«Сейчас, когда ситуация изменилась, я не рассматриваю вопрос отъезда куда-либо. Наоборот, хочется остаться здесь, что-то сделать, изменить», — продолжает собеседник.

Дариуш — командир отделения, в его подчинении 11 человек. Однако подчинение, продолжает он, не совсем точное слово, поскольку его обязанность — это, скорее, руководство и совместная работа. Вон литовский поляк и в этом смысле свое членство в данной организации собеседник видит в том числе и как одну из возможностей показать, что его национальность не создает никаких препятствий для защиты безопасности своей страны — Литвы.

Фамилия Litwinowicz по литовским законам должна быть записана по-литовски, однако Дариуш намеренно носит нашивку со своим именем так, как это пишется на польском языке.

«Это своеобразная политическая декларация: не как быть хорошим литовцем, а как быть поляком среди литовцев. На первоначальном этапе такая декларация звучала довольно сильно и воспринималась в союзе не всеми. Но шаг за шагом, мои действия говорили сами за себя и это, я считаю, хорошая работа», — говорит он.

Чаще всего реакция на такие его шаги, признается литовский стрелок с идентичностью литовского же поляка, звучала так:

«До тебя мы даже не знали, что среди поляков есть нормальные люди».

Он считает, что литовские поляки живут в своеобразном «гетто» и общаются с литовцами только по делам, а если такого контакта нет, то во многих случах общения между литовцами и поляками просто нет.

В тему: Рецепт Симо Хайха. Как нужно противостоять агрессии Кремля

«Что это — страх общения или пропаганда, понятий в такой ситуации сложно. По мнению некоторых поляков, вступил в ряды стрелков, я вошел в осиное гнездо. При этом я понимаю, что литовцы могут меня воспринимать, как какого-то засланного», — считает Дариуш. К слову, он стал одним из создателей в союзе группы литовско-польского сотрудничества, которая наладила связи с такими же организациями в Польше.

Поляк Литвинович под флагом с Погоням представлял Литву на площади Пилсудского в Варшаве

«Они приезжавшему к нам поздравить Литву со 100-летием независимости, мы ездили в Польшу, поздравлять их. Вместе ездим на учения, мероприятия в Польше в связи с историческими событиями Ездили на Грюнвальд, в Краков, Варшаву, Ольштын. А на 100-летии независимости Польши мы стояли в первых рядах на площади Йозефа Пилсудского в Варшаве», — перечисляет он.

«Представят Литву на площади Пилсудского в Варшаве — довольно смело», — замечаю я, но Дариуш поправляет: «Час назад это действительно было смело, но сейчас выглядит нормально».

Дариуш обращает внимание и на то, что в союз поступила достаточно большая группа поляков, которые также не с стесняются декларировать свое польское происхождение. При этом он говорит, что в рядах стрелков есть представители и других национальностей.

«Моя задача и задача нашей группы — ломать среди литовцев стереотипы, вытягивать людей из польских «гетто», чтобы они становились более открытыми по отношению друг к другу», — он сформулировал кредо своего отделения стрелков.

До 2014 года, говорит Дариуш, Союз стрелков был организацией несколько иного, чем сейчас, толка. Пожилые поддерживали традицию, молодые же принимали участие в ее работе большей частью в школьные годы. А в 2014 году в Литве, обращает внимание Дариуш, наблюдался взрыв патриотизма и в Союз стрелков пришелся к месту, поскольку армия и Добровольческие силы при Министерстве обороны имеют возрастной ценз, а также обязательства по времени, которое гражданин должен уделять этим структурам. У стрелков этого нет: «Любой человек, в том числе и в коляске, может найти себе занятие, использовать свои знания. Ты можешь себя реализовать в любой форме».

«Что касается нашей группы, то мы часто организуем курсы ориентирования, выживания.

Но самая важная для нас задача заключается не в том, как выиграть войну, а сделать так, чтобы ее не допустит.

Сенатор Джон Маккейн очень хорошо выразился по этому поводу: «Один из способов защиты — это поднятие цены до грани возможностей». Противник должен учитывать в таком случае свои затраты. Второй момент состоит в том, что Вильнюс вокруг объят кольцом представителей разных национальностей. И когда я вижу, что с ними здесь никто по этой части не занимается, то мне кажется, что в такой ситуации и может заняться кто-то со стороны. Со своей стороны, я показываю, что огромное большинство людей из моей среды даже не сомневаются, что они в случае внешнего конфликта встанут на сторону государства. Без сомнений. Только я и мои друзья будут к этому более подготовлены. Опыт Украины показывает, что большинство русских встали на сторону Украины. Вот и я вижу свою задачу в том, чтобы показать — в Литве, если вести речь о нацменьшинствах, будет так же», — говорит собеседник и шутит, что поляки с литовцами 600 лет жили вместе и лишь 20 лет спорили.

Литовские стрелки готовятся отражать русскую агрессию

Принцип актуальности и актуализации такой организации, как Союз стрелков, наш собеседник видит в двух моментах:

«Кто, если не мы — это раз. Но также это и правило снежного кома. Если не будет первого, покатившегося сверху комка, то ничего не будет. Наша задача — быть этим первым комом. Я уверен, что все остальные присоединятся. Будет ли это массовым — сказать сложно, но история показывает, что даже малыми силами можно многое сделать и многое доказать. Война будет плохой для всех, и я уверен, что если будет нужно, защита будет. И пример 1990-1991 годов это доказывает. Сегодня оружие есть и доступно. И о том, что народ будет защищаться, нужно говорит громко», — резюмирует он.

Эстония

Еще 10 лет назад эстонская дружина народного ополчения «Кайтселийт» считалась в местной русскоязычной среде организацией сугубо националистического толка. Сегодня же наравне с эстонцами в нее вступает все больше и больше говорящих по-русски жителей. Официальной статистики, сколько здесь русских и сколько эстонцев, нет и быть не может, говорят в штабе «Кайтселийта»: все они — граждане Эстонии, и делить их по национальном признаку неуместно.

История дружины народного ополчения «Кайтселийт» неразрывно связана с историей Эстонии. Кайтселийт — добровольческая военизированая организация, преемница того «Кайтселийта», который был создан еще в 1918 году во времена Первой Эстонской республики.

Сейчас здесь насчитывается свыше 25 000 членов — ополченцы активно сотрудничают с органами местного самоуправления, полицией, службой погранохраны, спасателями и пожарными.

В тему: Сила слабых

Русские и эстонцы — вместе на учениях, действуют сообща при ликвидации пожаров и загрязнений, вместе участвующего в поисковых и спасательных операциях. Как говорят сами ополченцы: «Мы все здесь собрались ради одной цели — любит и защищать нашу землю, нашу страну. У нас внутри организации просто не может быть разногласий на национальной почве».

С ополченцами мы встречаемся в один из субботних мартовских дней. Сегодня в таллинских добровольцев проходят сразу два обучающих курса: курс парамедиков для «Найскодукайтсе» — это женское подразделение «Кайтселийта», а также обычные тактические учения в одном из столичных лесопарков. Мы отправляемся на курсы парамедиков.

Подъезжаем, нас уже ждут: молодая женщина в военной форме протягивает руку и широко улыбается: «Хелен Аллас, инспектор по обучению „Найскодукайтсе“, — говорит она. — Пойдемте, курсы уже начались».

В двух небольших помещениях вовсю кипит работа. Новобранцы и бывалые члены дружины народного ополчения отрабатывают навыки оказания первой помощи, тренируются делать искусственное дыхание. Внимательно слушают инструкторов, старательно конспектируют — атмосфера напоминает школьную, только за партами сидят взрослые люди. Естественно, есть и практическая часть — ребята практикуются на муляжах. Язык общения — эстонский.

В тему: «Брат» у ворот: Чем может ударить Россия в случае полномасштабного вторжения в Украину

«На самом деле у нас очень много людей разных национальностей: эстонцы, русские, белорусы… Мы не делаем разницы. У нас есть целые подразделения, где, например, представлены только русскоязычные, есть такие, где все — и русские и эстонцы — вперемешку — говорит Хелен. — Вот, Кайа-Трийн Пяэсуке готова рассказать о себе и о нашей организации на своем личном опыте».

Хелен подводит к нам совсем молодую застенчивую девушку. Кажется совершенно невозможным представит ее в военной форме и с оружием в руках. Кайа-Трийн — студентка, изучает архитектуру в одном из столичных ВУЗов, а в свободное время посещает сборы «Найскодукайтсе».

«Я уже пять лет состою в „Найскодукайтсе“, — говорит Кайа-Трийн. — Поступила сюда, когда мне было 17 лет.

Честно говоря, идея принадлежала моей маме, я сама тогда вообще никакого представления не имела об этой организации.

Но мне здесь сразу понравилось, было очень интересно. А сейчас я уже и сама могу обучать молодых членов нашей организации: преподаю курс первой помощи, курс правил техники безопасности, сама для себя выбрала внутри организации специализацию парамедика».

Спрашиваем у Кайи-Трийн, много ли у нее здесь друзей, с кем она проводит свободное время.

«Да, конечно, у меня здесь много друзей, вместе ходим на учения и на курсы. И здесь я нередко встречаюсь с людьми других национальностей, наверно, больше всего именно с русскими. И мы все здесь находимся на равных основаниях — нет никаких границ и барьеров, никакого деления по национальном принципу — мы отлично ладим», — говорит Кайа-Трийн.

А как же пресловутая разница в металитетах, о которой столько говорится в СМИ?

«Да нет же никакой разницы. По крайней мере в нашей организации — точно нет. Понятно ведь, что люди, которые сюда вступили разделяют общие взгляды, у них одни и те же ценности», — уверена наша собеседница.

Впрочем, конкретно на сегодняшнем курсе парамедиков нет ни одного русскоязычного. «Так просто совпало, — говорит Хелен. — Но на учениях здесь, по соседству, точно должны быть, сейчас решим этот вопрос». Действительно, один звонок по телефону и вот мы уже садимся в машину и едем в соседний лесопарк, там проходят рутинные учения «Кайтселийта» и там нас уже ждет наш следующий собеседник — Рустам Бабаев.

Рустам состоит в дружине народного ополчения уже около семи лет. Как появилась идея вступит в «Кайтселийт» и почему именно сюда?

«У меня родился сын, — рассказывает Рустам. — И вот я решил, что если какая беда случится — нехорошо в стороне стоят. Других организаций такого широкого спектра — вот обороны государства к ликвидации последствий массовых катастроф — у нас и нет».

Рустам по специальности парамедик, не понаслышке знает, что такое опасность и критические ситуации и как важно в этот момент не потерять голову и сохранить трезвый рассудке, действовать сообща.

«Мы стараемся собираться как можно чаще, в основном, по выходным, конечно. Могло бы быть, чаще, на мой взгляд — говорит Рустам. — Обычно все же выходных не хватает. Иногда получается раз в месяц, иногда — раз в два месяца. У кого сколько есть времени: кто-то чаще, кто-то реже. Некоторые только несколько раз в году могут приходит».

Спрашиваем у Рустама, сталкивался ли он когда-нибудь здесь с предвзятым к себе отношением, только потому, что он русскоговорящий?

«Нет, никогда здесь такого не было, — отвечает Рустам. — Оценивают человека все же не по национальным признакам, а по каким-то твоим внутренним качествам. Друзья у меня здесь тоже есть — ну как:

когда спишь неделю с кем-то в одной ямэ, это сближает как-то, начинаете лучше понимать друг друга».

Отношение к «Кайтселийту», тем не менее, в «русской» среде нередко предвзятое. Некоторые там до сих полагают, что в народном ополчении немало людей с националистическим складом мышления, тех, кто считает, что русским в Эстонии не место.

«Ну, конкретно мне в лицо особо ничего не говорят, но, да, „Кайтселийт“ у некоторых людей ассоциируется чуть ли не с СС и нас иногда приводят в пример как карательный орган государства. Но это все только от недостатка информации, я думаю, — говорит Рустам. — А если серьезно, то я в этом вопросе не специалист. На национальной почве с эстонцами у меня никогда конфликтов не было, с русскими — бывало, но не сильно. А идеального общества я и не вижу — в тех же Штатах регулярно то тот, то этот национальный слой начинает крушит города именно по национальным вопросам. Если же говорит об интеграционно-ассимилятивном движении эстонцев и русских, то разделяя общество по языку и культуре, единства не достичь», — уверен наш собеседник.

«Люди вообще разные, — продолжает Рустам. — И на самом-то деле немного разный менталитет у русских и эстонцев действительно присутствует. Эстонцы более спокойные, а русские в большинстве своем немного более такие… активные. Но, в принципе, это все — тоже характер. Есть ведь и активные эстонцы с очень резким характером и очень спокойные русские. Никаким образом нам это не мешает, и если человек хороший, то можно с ним отлично взаимодействовать».

Игорь Ватолин, фото и иллюстрации — Дария Юреневу; Эстония; опубликовано в издании .coda

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *